Позитивная психотерапия » Школа Гейш «Инсайт»
Телефон MTS
050 967 11 93


Телефон Life:)
093 610 15 37

Позитивная психотерапия


Транскультуральный и междисциплинарный подход в психотерапии

 

 

«Если ты даешь голодному рыбу, то
накормишь его один раз, если ты
научишь его ловить рыбу, то
накормишь его навсегда».
(Ближневосточная мудрость)


За несколько лет до начала третьего тысячелетия наше общество находится в глубоком и обширном кризисе. Речь идет о многостороннем, всеохватывающем кризисе, признаки которого задевают каждый аспект жизни, наше здоровье и образ жизни, качество нашей окружающей среды и ваши общественные отношения, наше хозяйство, технологию и политику. Это кризис по интеллектуальным, моральным и духовным направлениям, по объему и силе проникновения не имеет аналогов в прошедшей истории человечества.


Впервые мы находимся перед реальной опасностью исчезновения человеческой расы и всей жизни на этой планете.

Тяжелым негативным последствием индустриальной технологии является глубокое поражение нашего индивидуального и коллективного здоровья и нашего самочувствия. Практически арт-терапия применяется для более ясного, тонкого выражения своих проблем, для стимулирования общения, для самоосуществления этого движения выражения и самоутверждения.


Если мы остановимся подробнее на современной ситуации в области здоровья, то придется признать, что, несмотря на всеобщую специализацию и необычайный прогресс в области аппаратной (инструментальной) медицины, которая, без сомнения, нужна, и без нее сегодня обойтись немыслимо, нам до удивления мало известно о причинах болезней и способах лечения.


Особенно это касается так называемых болезней цивилизации, психических и психосоматических заболеваний, которые постоянно ставят врачей и медиков в тупик. По данным одного статистического исследования в Германии, состояние здоровья одного гражданина сегодня не лучше, чем 70 дет назад, это значит, что, несмотря на весь прогресс в медицине, сегодня мы так же больны, как и 70 лет назад. Возникает вопрос, в чем причина этого. Одни думают, это зависит от того, что у нас еще мало диагностических и терапевтических возможностей, хотя мы, используя имеющуюся аппаратуру и диагностические средства, можем заглянуть почти в каждый орган, другие считают, что причина сегодняшней дилеммы в том, что мы рассматриваем человека односторонне и не рассматриваем в комплексе его тело, душу и дух. Мы присоединяемся к последним.


Позитивная психотерапия пытается внести в решение этого вопроса свою лепту. Она преследует 3 основные цели:


Она рассматривает человека в комплексе: тело, душу и дух. Это значит обращает внимание при лечении, как на индивидуально-биологические, так и на психосоциальные и духовные аспекты. Позитивная психотерапия не ограничивается предоставлением нового метода: она; пытается подойти к вопросу интегративно и предложить модель, в которой будут работать и сотрудничать различные психотерапевтические направления. Лишь в Германии существует более 300 психотерапевтических направлений, в США их более тысячи. На основании этого мы используем элементы других направлений психотерапии, как, например, психоанализ, поведенческая терапия, логотерапия по Франклу, разговорная психотерапия по Роджерсу, индивидуальная психотерапия по Адлеру, трансовые методы воздействия, телесно-ориентированнуая терапия, холодинамика и многое другое. Позитивная психотерапия предлагает модель конфликта для всех видов болезней и нарушений. Это значит, что она не проводит строгих различий между функциональными, психосоматическими или соматическими нарушениями, а предлагает единую концепцию, которая может применяться при лечении любых заболеваний.

 Позитивная психотерапия - это конфликт-центрированная сфокусированная краткосрочная психотерапия (по Н. Пезешкиану). Она развивается доктором медицины Носсратом Пезешкианом и его сотрудниками с 1969 года. В основе ее положений лежат межкультуральные исследования более чем 20 культур со всех 5 континентов. Одной из главных целей этой методики является и ответ на вопрос, как можно понимать и, в случае необходимости, лечить людей других культур.


 Позитивная психотерапия основывается на 3-х положениях:

Позитивном подходе.
Содержательной модели конфликта.
Пятиступенчатой терапии.

 

Позитивный подход


История о вороне и павлине


В парке дворца не ветки апельсинового дерева опустилась черная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволить такой странной птице входить в этот парк. Он выступает так важно, что можно подумать — это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой шлейф, как будто он лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне такого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся, и на шее появляется второй подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки. А на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумываешься над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне» (по П. Етессами).

Эта история не означает ничего другого, как только то, что мы исходим из положения, во всем можно найти позитивные и негативные стороны. Если в происходящем видеть только негатив — это значит смотреть только на ужасные ноги павлина, а не на его способности и позитивные качества, которые у него есть. Таким образом, с нашей помощью пациент учится видеть у спутника жизни, у мачехи, у соседа не только «ужасные ноги», но и «красивые перья».


Слово позитив иногда неправильно понимается, поэтому я хотел бы его уточнить, позитив происходит от латинского «positum», что означает действительное, данное, имеющееся.


Действительным, данным являются не только нарушения в конфликте, которые имеются у личности или в семье, но и возможности справиться с этими конфликтами. В то время как большая часть психотерапевтических направлений исходит из нарушений, болезней и тем самым из негативной стороны, мы в позитивной психотерапии исходим из человеческих возможностей как из основного и первичного. Подавленные и односторонне развитые способности проявляются как потенциальные источники конфликтов и нарушений в области духовного и межчеловеческого.


В то время как в традиционной, применяемой сегодня, медицине между врачом и пациентом на переднем плане стоит лишь болезнь пациента, в позитивной психотерапии между врачом и пациентом находятся способности пациента, особенно способность стать здоровым, справиться с болезнью.

Смотреть позитивно, конечно, не значит смотреть на все через так называемые «розовые очки» и не замечать конфликтов, но мы начинаем нашу терапию с позитивного и затем, позднее подходим к негативному. Это значит, мы не забываем об ужасных ногах, но начинаем с прекрасных перьев.

Позитивно означает, что с пациентами, коллегами, в семье мы начинаем общение с позитивного, а потом переходим к проблемам.


Исходя из концепции позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно справиться с возникающими проблемами.


Как раз и повседневном общении с нашими пациентами и окружающими нас людьми, чаше всего дело не в том, что мы говорим, а, скорее, в том, как мы это выражаем.


Король и сон.


Одному восточному королю приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя слов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщая королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, так же одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневано короля. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь». Король был счастлив и богато наградил толкователя снoв. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой бедный предшественник. И как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» — спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать».


Позитивное представление о человеке


Позитивный подход предполагает ответ на два основных вопроса:


Что у всех людей общего?


Чем они отличаются?


Позитивная психотерапия исходит из того, что каждый человек без исключения: взрослый или ребенок, рабочий или академик, капиталист или коммунист — от природы обладает двумя основными способностями — способностью к познанию и способностью к любви.

 Обе способности относятся к существу каждого человека. В зависимости от своих физических данных, своего окружения и времени, в котором он живёт (дух времени), эти две способности дифференцируются, и это приводит к неповторимым комбинациям основных черт личности.

Способность к познанию определяет рациональную, интеллектуальную часть человека. Она расположена в левом полушарии головного мозга и определяет способность человека заниматься точными методами, математикой, медициной, химией, физикой, электроникой и другими сферами.

Способность любить, которая преимущественно локализована в правом полушарии, занимается больше фантазией, интуицией, эмоциональностью, душевными и духовными вопросами.


С межкультурной точки зрения очень интересно, что способность к познанию особенно ярко выражена в западных странах. В таких странах, как Америка и Зап. Европа большее значение придают мышлению, логике, развитию наук и тому подобному. Способность к любви развита на Востоке, здесь на первом месте стоят контактность, религия, вопрос смысла, фантазии и сущности. И также, как целью политики является сотрудничество Запада и Востока, так и мы должны говорить о том, что очень важно, чтобы каждый человек научился сочетать своё правое и левое полушарие мозга, значит, соединять в себе самом запад и восток.

Эта гипотеза двух основных способностей человека привела нас к определенному представлению о человеке и позитивной психотерапии. Чтобы лучше понять терапевтический метод и представление о человеке, заложенное в нем, необходимо познакомиться с основателем этой методики.

Если, например, хочешь понять психоанализ, нужно изучить жизнь Зигмунда Фрейда, нужно знать, из какой он семьи, что в основном он жил в Австрии, происходил из евреев, жил на рубеже веков и т. д.


В позитивной психотерапии представление о человеке, естественно, тесно связано с представлением о человеке, основателе этого направления докторе Носсрате Пезешкиане. В связи с этим особенно важны два аспекта: во-первых, его семья происходят из Ирана (Персии), в то же время она в течение многих десятилетий живет в Германии и, таким образом, хорошо знает и западную, и восточную культуру. Собственный опыт дает материал для исследования вопросов межкультурной проблематики.


Вторым аспектом, который играет важную роль, является его вера, его религия Баха и Положения веры Баха, и, что человек, по сути своей, хороший, что каждый человек — «гора, полная драгоценностей», означает, что он рождается со множеством способностей которые могут быть развиты лишь в процессе социализации и воспитания, что привело к позитивному представлению о человеке в позитивной психотерапии. Позднее мы еще остановимся на большом значении представления о человеке, так как именно при общении с больными это играет большую роль, как я воспринимаю пациента и какое у меня вообще представление о человеке. Вижу я, например, у шизофреника лишь его болезнь или исхожу из того, что он, по сути своей, добр, что у него множество способностей, которые, однако, скрылись, как солнце за облаками. Облака, как болезнь: они закрывают солнце, но оно, несмотря ни на что, все ещё есть.

Межкультуральный подход.


Когда мы сегодня говорим о межкультуральной психотерапии и межкультуральной психиатрии, то это всеми признается. Но, когда Носсрат Пезешкиан более чем 20 лет назад начал заниматься межкультуральными аспектами заболеваний, именно в Германии он столкнулся с большим сопротивлением коллег. Многие говорили, зачем нам межкультуральная психотерапия, ведь мы живем в Германии. Здесь нам это не нужно. Но, как можно не использовать межкультуральные аспекты, как тогда лечить пациентов: русских, татар, узбеков или таджиков? Если не принимать во внимание эти межкультурные аспекты, то это приведет нас, терапевтов, к односторонности, которую мы затем перенесём на пациентов. Я думаю, что именно в это время, когда исчезают географические дистанции, люди различных культур вступают в контакты, совместно живут и работают, заниматься межкультуральными аспектами в медицине не только необходимо, но это еще и дает представление об очень интересной и живой части человеческого общежития.

Межкультурный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию. Мы особенно обращаем на это внимание, так как межкультурная точка зрения дает материал для понимания индивидуальных конфликтов. Кроме того, этот аспект имеет невероятно большое социальное значение: проблемы рабочих эмигрантов, проблемы помощи в развитии отсталым странам, трудности, которые возникают при общении с людьми другой культуры, проблемы межкультурных браков, предвзятость и ее устранение, альтернативные модели, которые взяты из других культурных систем.

В позитивной психотерапии мы исходим из того, что одно и то же поведение в различных культурах имеет различное значение.

Вот примеры этого.

Говорят, когда вечером немецкий мужчина приходит домой, он хочет отдохнуть. Он работал целый день и хотел бы вечером расслабиться. Он берёт газету, пьет пиво, садится перед телевизором. Это для него значит расслабиться.

На Ближнем Востоке мужчина расслабляется совсем по-другому. Прежде чем он вернётся домой вечером, его жена уже пригласила в гости несколько человек, и, вступая с ними в контакт, дискутируя с гостями, человек расслабляется. Это значит, что одно и то же дело, а именно расслабление (отдых) рассматривается совершенно по-разному, в зависимости от культуры, в которой мы живём.

Другой пример. Если в Западной Европе, например, в Германии, встречаются на улице, то спрашивают: «Как ты поживаешь? Как твоя работа, как здоровье?» Мы исходим из того, что если у индивидуума все хорошо, то хорошо и его окружению. На востоке это совсем не так. Там сначала спросят: «Как ты поживаешь, что делают дети, как поживает семья, как родители?» Исходя из этого, если хорошо семье, то и индивидууму тоже хорошо. В Кении у масаев, где тоже проводились межкультурные исследования, друг друга приветствуют словами: «Я надеюсь, что у твоего скота и твоих животных все хорошо». Там исходят из того, что если все в порядке с животными, т.е. с имуществом, то и человеку хорошо.

Но межкультурные моменты играют большую роль и в отношениях с больным. Если в западных странах кто-нибудь заболевает, то он хочет, чтобы его оставили в покое и не мешали. Он говорит: «Я болен и должен отдохнуть». Если вы слишком часто ему звоните, то это воспринимается негативно, больной подозревает, что вы контролируете его, действительно ли он сидит дома. На востоке, в таких странах, как, например, Иран, больной часто является центром семьи. Его кровать переносится в большую комнату, и вся семья и все родственники собираются вокруг пациента, который желает как можно скорее выздороветь, чтобы избежать этого скопления людей. Если бы к больному не приходили посетители, то это воспринималось бы как большое оскорбление. При заболеваниях, также как и при депрессиях, межкультурные аспекты играют большую роль. Мы могли установить при исследованиях, что человек в западных странах чаше страдает от депрессии в результате одиночества, недостаточных контактов, в то время как люди в восточных странах страдают от депрессии при слишком интенсивных контактах, когда у них совсем не остается времени для себя.

Из приведённых примеров не следует, что Запад или Восток лучше, так как у каждой культуры есть свои проблемы. Речь больше идет о том, что одинаковое поведение в различных культурах должно рассматриваться по-разному.

Следующим примером этому является отношение к смерти. Когда в Германии кто-то умирает, то часто, как и в других странах, об этом извещают в газетах. Часто можно прочитать: «Мы просим воздержаться от выражений соболезнования, мы хотели бы остаться наедине со своим горем». Часто это означает, что вы не можете даже пойти на похороны, так как этого не хочет семья умершего. В Папуа (Новая Гвинея), например, в случае смерти собираются все соседи и родственники в семье умершего и до 40 дней проводят вместе, рассказывая об умершем, вспоминают всё, что он сделал и пытаются таким образом совершить траурный обряд.

И все же межкультуральность означает просто изучение того, как что-то делается в других странах, ведь каждая семья, каждый человек, в сущности, имеет собственную культуру. Поэтому мы пытаемся в нашей работе привести пациентам примеры того, как люди в других культурах выходят из подобных затруднений или заболеваний.

Целью этого межкультурного подхода является то, что пациент и психотерапевт смотрят не вещи с другой точки зрения. Это значит, они видят, что при таком заболевании можно действовать иначе. Часто мы полагаем, что на конфликт можно отреагировать только таким способом, но позднее убеждаемся, что миллионы людей в странах с другой культурой поступают в данном случае совсем по-другому. И как раз в случае, смерти или болезни это проявляется особенно.

Этот межкультурный подход приводит нас к так называемой смене точки зрения, пациент расширяет свой горизонт и узнаёт о новых возможностях решения своей проблемы.

 

Позитивная интерпретация заболеваний.

В позитивной психотерапии мы, как уже говорилось, исходим из способностей пациента.

Практически это выглядит так: мы ставим вопрос о значении, которое имеет симптом или заболевание для человека или для группы людей и пытаемся с его помощью выявить «позитивные» моменты.

Какие позитивные аспекты имеет, к примеру, депрессия?
Какие преимущества дают нарушения сна?
Какие функции выполняют боли в желудке?

Что могли бы значить для пациента боли в сердце? и т. д.
 

Ниже следуют некоторые позитивные интерпретации симптомов заболеваний, которые мы противопоставляем традиционным, т. е. общепринятым интерпретациям:


ТРАДИЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

ПОЗИТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

     

Страх одиночества

Неспособность находится в угрожающих ситуациях, трусость

 

Способность избегать угрожающих ситуаций, объектов и субъектов

     

Нарушение потенции

Неспособность к сексуальным действиям или   сексуальному удовлетворению

 

Способность избегать конфликтной сферы сексуальности

     

Упрямство

Неспособность подчинить волевому порядку

 

Способность сказать «нет» авторитетам

     

Запущенность (беспризорность)

Неспособность регулировать ежедневные насущные потребности: беспорядок,
неопрятность, асоциальное поведение

 

Способность интегрировать определенные
нормы и действовать вопреки им

     

Депрессия

Чувство подавленности при преимущественно пассивном поведении

 

Способность глубоко, эмоционально
реагировать на конфликты

     

Лень

Недостаток трудолюбия, слабый характер

 

Способность отказаться от явно
завышенных потребностей

     

Фригидность



 

Медиаконтент

Рассписание клуба

Календарь

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
^